Покрас Лампас: «Дизайн интерьера меня очень вдохновляет»

Гости
Один из самых ярких представителей современной каллиграфии, основатель нового направления в искусстве Calligrafuturism стал специальным гостем 9-го сезона Недели Дизайна. Покрас Лампас рассказал, как сделать так, чтобы тебя заметили, что такое «авангард новой волны» и зачем у него дома стоят стулья «а-ля Филипп Старк».
Покрас Лампас – один из самых ярких представителей современной каллиграфии
Покрас Лампас — один из самых ярких представителей современной каллиграфии.
Как молодому художнику выйти на сотрудничество с международными брендами?

Здесь нет четких правил, но есть вещи, которые помогают. Первое — грамотное, внятное портфолио: текущие и экспериментальные проекты, проекты, реализованные с клиентом, концепты. Портфолио важно выкладывать на сайты, где человека могут заметить — Behance или другой похожий ресурс. Второе — хотя бы минимальная медиа-активность: соцсети, сохранение и поддержка контактов. Дальше — участие в экспериментальных проектах, взаимодействие с журналами, участие в креативных съемках, коллаборации с другими художниками, фотографами, дизайнерами. Так складывается опыт, важный для того, чтобы на художника вышел кто-то серьезный и предложил совместный проект. Без этого шансов гораздо меньше.

А если рассылать портфолио адресно — людям и компаниям, с которыми художник хотел бы сотрудничать?

Я не могу дать экспертную оценку того, что будет, если рассылать свое портфолио — я этим не занимался. Я пошел по пути того, что мои проекты однажды заметят — и их действительно заметили!

На лекции ты говорил об «авангарде новой волны» XXI века. Что это? Кто это?

Сегодня искусство активно объединяется с другими сферами, результатом становятся аудиоинсталляции, видеоинсталляции, музыка, фотографии. У меня в Instagram около 200 аккаунтов на эту тему, за которыми я с интересом наблюдаю. Если говорить о новой волне, которая меня вдохновила, это развитие видеопроекций и генеративной графики. Это «Сила света», Radugadesign и другие наши компании, которые «выстрелили» на весь мир. Там работают классные российские ребята, и это настоящая гордость — то, как мощно, бодро и оригинально они делают свое дело. Если говорить о том, что я вижу авангардом в целом — это и Канье Уэст (Kanye West) с экспериментами, и Дэниэл Аршам (Daniel Arsham), и Ронни Файг (Ronnie Fieg), и другие проекты на стыке музыки, культуры и моды. Если говорить о художественной среде — то это пост-граффити и граффутуризм, которые объединяют дизайн, техники граффити, масштабные монументальные росписи. Это довольно большое течение, которое объединило 20−30 сильных имен, одно из них — Фелип Пантон (Felipe Pantone).
Лимитированная серия Яндекс.Станций, оформленная в стиле каллиграфутуризма. В основе рисунка - цитата сооснователя Яндекса Ильи Сегаловича: «Прогресс неостановим».
Лимитированная серия Яндекс. Станций, оформленная в стиле каллиграфутуризма.
В основе рисунка — цитата сооснователя Яндекса Ильи Сегаловича: «Прогресс неостановим».
Поделись своей внутренней философией.

В контексте арта — это изучение различных культур и объединение их через письменность, каллиграфию. Поиск каллиграфии будущего, если это можно так назвать. Сегодня я чувствую, как стираются границы между государствами, как приходят новые технологии, как меняются инструменты, с которыми мы работаем, меняется восприятие культурных кодов, видов коммуникации. Все это влияет на искусство, на жизнь, на письмо и, как следствие, на каллиграфию. Это ценность и философия, которая мне помогает понять, зачем я это делаю и что я хочу сказать.

Моя философия в жизни — баланс между поиском истины и формированием своей искренности мышления. Это позволяет мне чувствовать себя комфортно и свободно. Я не боюсь нового, я открыт к старому, я открыт к ошибкам, открыт к новым достижениям.
1.	Огромная инсталляция с эффектом зеркальной бесконечности расположена в надземном тоннеле в Москве. Объект паблик арта сочетает современную кириллическую каллиграфию и типографику
Огромная инсталляция с эффектом зеркальной бесконечности расположена в надземном тоннеле в Москве.
Объект паблик арта сочетает современную кириллическую каллиграфию и типографику.
Ты действительно производишь впечатление очень независимого человека, для которого не существует границ (в хорошем смысле) — мне кажется, что для нашей страны это довольно редкое явление. Расскажи, как ты к этому пришел?

Я думаю, это связано с моим отношением к образованию. Я верю, что очень важна практика, что необходимо стремиться к своей собственной идентичности, к независимости от чужого мнения, от экспертизы. Важно формировать свою среду, свою аудиторию, которая поддержит тебя с твоим мнением и стилем. Я не ходил в художественную школу, у меня нет рекламного образования. Дизайну учился сам. При этом я очень уважаю многих спикеров и лекторов, которых я смотрю, слушаю и читаю в удобных мне форматах — лекции на ютубе, интервью, отрывки из книг, обрывки манифестов, личные встречи, дискуссии, public talks. Все это сформировало систему знаний, в которой мне комфортно ориентироваться — я понимаю, откуда и что взял, вижу причины и следствия новых явлений.
Мурал, приуроченный к Московскому велофестивалю, созданный совместно с художников Андреем Бергером.
Мурал, приуроченный к Московскому велофестивалю, созданный совместно с художников Андреем Бергером.
Неделя Дизайна — мероприятие, связанное с интерьерным и предметным дизайном. Расскажи, пожалуйста, о своем отношении к этой сфере?

Все это очень вдохновляет, но в силу специфики того, чем я занимаюсь последнее время, я немного выпал из этой среды. Я об этом жалею, потому что каждый раз, когда я вижу обрывки каких-то интерьерных явлений, меня это вдохновляет на новые мысли, коллаборации, проекты. Я бывал на крупных выставках, таких как Миланский салон, но, как правило, случайно. Индустрия развивается, появляется еще больше технологий и производственных инструментов. Что касается формирования рынка, я не очень знаю, как с этим обстоят дела в России. Наверное, это тоже дело времени — вдохновения, очевидно, там много.

А твой дом — он какой?

У меня очень простой, аскетичный дизайн. Белые стены, на которые я повесил серию своих работ — холсты размером 3×1 м, триптих и диптих в каждую из комнат. Они занимают все пространство. У меня большой красный диван Supreme, который является легкой изюминкой в этом черно-бело-красном интерьере. Все остальное — аскетичные вещи: IKEA, стулья а-ля Филипп Старк (они вдохновляют формой, которую я потом смогу расписать). В целом я люблю минимализм; если говорить о стране, то это, скорее всего, Скандинавия. Люблю вещи, которые имеют четко выверенную форму, спокойные цвета. Люблю игру текстур, бетон.
Участники круглого стола «1+1+1» в рамках деловой программы St. Petersburg Design Week 2019
Участники круглого стола «1+1+1» в рамках деловой программы St. Petersburg Design Week 2019:
художник, каллиграф Покрас Лампас, художник, дизайнер, куратор профиля Коммуникационный дизайн
Школы дизайна НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге Андрей Люблинский, дизайнер, учредитель и главный
редактор журнала «Проектор», академический руководитель Школы дизайна НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге
Митя Харшак и президент Недели Дизайна в Петербурге Руслан Чернобаев.